РЕМОНТ КУЗОВА ПРИ ПОМОЩИ СПОТТЕРОВ

Мастер СТО 903-27-76 Анатолий

Ремонт кузова при помощи споттеров

Автомобиль представляет собой весьма сложную конструкцию. Особо стоит выделить кузов. При всей своей кажущейся простоте, кузов должен выдерживать громадные перегрузки и нагрузки, подвергающие его скручиванию и перегибам во всех плоскостях, при этом сохраняя свою форму и размеры на долгие годы. Это может показаться невероятным, но многие производители предоставляют гарантию на 10 лет на то, что кузов защищен от сквозной коррозии.

В первую очередь, такие успехи в автомобилестроении обусловлены тем, что инженеры сейчас могут достаточно подробно смоделировать самые сложные условия эксплуатации и рассчитать абсолютно любую часть кузова. Также в лучшую сторону изменился подход к подбору материалов. Когда-то кузов почти целиком делался из единого стального листа, но сейчас в разных местах стали применять металл различной толщины и прочности.

В настоящее время при производстве кузовов используется широкий спектр материалов. Наряду с очень тонкими листовыми мягкими сталями (задачей которых является сминаться при ударе, поглощая тем самым его энергию) применяются легированные металлы (их функция – обеспечение сохранности и нерушимости жизненно важного пространства в салоне автомобиля).

И все эти технологии прекрасно работают. До тех пор, пока не случается авария. А после аварии машина попадает в автосервис.

Вспомним наделавшие много шума телерепортажи о литовских умельцах, занимающихся восстановлением битых автомобилей из Европы в целях последующей их продажи в России. Эти «специалисты» хорошо разбираются в своем деле: «отрезать, заменить, переварить, подкрасить – и все будет как новое!» С одной стороны, можно восторгаться их талантам – работают они в самом деле на славу – с другой же стороны, последний их вывод можно поставить под сомнение. Поскольку отремонтированные таким образом кузова уже никогда не будут как новые.

Отметим тот факт, что если в Германии автомобиль попадает в аварию, экспертами всегда первым делом задается вопрос, проходил ли он кузовной ремонт. И если проходил, то в каком автосервисе, и каким образом его ремонтировали. Если в ходе проверки автосервиса выясняется, что метод ремонта не обеспечивает сохранения изначальных характеристик прочности, то вина за последствия дорожно- транспортного происшествия будет в большей степени возложена на автосервисный центр.

Подытожим сказанное выше, сделав вывод: ремонт автомобиля на автосервисе должен осуществляться таким образом, чтобы не было нарушений заводского качества изготовления и прочностные характеристики не менялись в худшую сторону.

Это означает, что следует максимально сократить привычную и столь часто применяемую в сервисах технологию «отрезать – приварить». Поскольку при изготовлении, почти весь кузов (в подавляющем большинстве цинкованный) подлежит сборке при помощи клеев и контактной сварки, и одновременно защищается от коррозии. Традиционный отечественные ремонт с использованием так называемых «кемпи» сжигает как покрытие, так и оцинковку, тем самым порождая очаги коррозии. Восстанавливаемые таким образом автомобили, несомненно, могут быть неотличимы на первый взгляд от новых. Но на самом деле будут напоминать человека, еще не догадывающегося о своей тяжелой болезни. Приведем еще один довод против применения технологии «отрезания и сварки». Известным является тот факт, что этот способ далеко не быстрый и тем более совсем не дешевый. Ему предшествуют и после него выполняются необходимые дополнительные операции по разборке и сборке, занимающие подчас много большее время, нежели собственно ремонт. Такие трудозатраты выливаются для автосервиса потерей выгоды (а следовательно и прибыли), поскольку за это же время можно было бы отремонтировать три автомобиля вместо одного. Помочь в решении изложенных выше проблем может только использование споттера. Споттер (spotter) - аппарат односторонней точечной сварки. Принцип действия – сварка сопротивлением. Его удобно использовать для выправления крупных деталей кузова, особенно таких, до которых нет возможности без разборки добраться с обратной стороны (например, двери). С помощью споттера к поврежденной поверхности приваривают специальный крепежный элемент, за который затем необходимо вытянуть деформированную поверхность. Некоторые споттеры позволяют нагревать металл. В случае небольших повреждений можно при нагревании восстановить форму металлической детали.

Технологический процесс выглядит так:

  • Зачистить небольшой участок деформированной поверхности.
  • К данной поверхности крепится контакт заземления.
  • Точечной сваркой привариваются крепежные элементы (это могут быть треугольники, шайбы, шпильки, обратный молоток).
  • Осуществить захват крепежного элемента и, используя специальные приспособления для правки, произвести вытяжку дефектной поверхности.
  • В качестве приспособления для правки используют стапели, гидроцилиндры, механические растяжки, стяжки, обратный молоток.
  • Удалить приваренную крепежную деталь вручную (вращательными движениями).
  • Зачистить место точечной сварки, восстановить покрытие.

Процесс правки не требует высокой квалификации, но необходимо приобрести некоторые навыки и не нарушать правила техники безопасности. Кроме того, необходимо учитывать при сварке толщину свариваемого металла, правильно выбрать крепежный элемент, определить время сварки. Если кузов машины аллюминиевый, то нельзя использовать обратный молоток, процесс правки должен быть более плавным. При использовании точечной сварки нет необходимости производить такие времяемкие операции, как разборка и сборка элементов (например, дверей, порогов). Самые дешевые споттеры – это отдельностоящие трансформаторы однофазного переменного тока. Они не могут быть использованы для кузовов из оцинкованной стали или стали с высокой упорной прочностью.

Более мощные споттеры имеют трансформатор трехфазного постоянного тока. В современных споттерах вместо трансформаторов используют инвертор. Это споттеры более компактные, легкие. При помощи такого оборудования сварное соединение имеет высокое качество (т.к. может быть получен ток высокой частоты до 2000 Гц). Таким аппаратом можно осуществить сварку любых металлов, используемых для изготовления автомобилей. Современные цифровые споттеры снабжены электронным управлением режимами сварки. Сейчас можно без преувеличения говорить о том, что споттеры произвели революцию в кузовном ремонте.

Хотя в России они еще и не получили очень широкого распространения. Зато на тех автосервисах, где споттеры были оценены по достоинству, мастера расширили область их использования, и теперь любую деталь, снятую с автомобиля, исправляют только споттерами.